Глава 87. Там, в стране далекой

А осенью, в октябре, когда в Красноярске уже стояли морозы и студеный хиус сдувал с тополей и диких яблонь последние покрытые инеем жухлые листья на берегу дымящегося седым паром Енисея, Александр Симонов получил на главпочтамте до востребования письмо от Карины. Маленький конверт с репродукцией картины «Pinar del Rio» художника Soroa. Она была выполнена, как подумалось Симонову, в духе неоимпрессионизма: стилизованные пальмы, горы, водопад и солнце в виде то ли подсолнуха, то ли звезды Давида.

В конверте были открытка и два листа папиросной бумаги. Такую бумагу, по словам Рене Бекерры, делали из пальм. Текст был написан красной пастой на одной стороне каждого листа. И когда Симонов сел за стол, приткнутый к квадратной колонне в середине пустого зала почтамта и, сняв норковую шапку, дважды перечитал письмо, он подумал, что оно было написано не пастой, а кровью юного, бесконечно дорогого и измученного сердца. И в который раз отогнал от себя мысль, что он играючи совершил большую и непоправимую подлость – и уже ничего с этим не поделать. Как там у Чехова? «Случайно пришел человек, увидел девушку – и от нечего делать погубил ее. Застрелил, как вот эту чайку».

На следующий день он ушел из дома на работу на час раньше, заперся в своем кабинете и, временами сверяясь по словарю, сделал письменный перевод письма, датированного 21 сентября, средой, одиннадцатью часами ночи. Письмо из Гаваны шло больше месяца.

«Саша! Как ты сейчас поживаешь?.. А я, как всегда, читаю, курю (прости меня) и ни на мгновение не забываю тебя. Да, жизнь моя, я никогда не перестану любить тебя – и это сильнее меня самой.

Без тебя я несчастна и даже не стремлюсь что-то изменить. Не знаю, поймешь ли ты меня, но любовь к тебе – моя единственная радость, а твоя любовь ко мне стала концом моего одиночества. Сейчас, когда тебя нет рядом, в моей душе не осталось места ни для будущего, ни для прошлого – только ты есть и останешься моим настоящим…

Раньше - до знакомства с тобой - я все время говорила, что ни в коем случае не собираюсь влюбляться, потому что влюбленные сильно страдают. А сейчас, узнав тебя, сама страшно страдаю, забыв про свое собственное обещание. Но я не хочу, чтобы ты беспокоился в отношении меня. Хочу только одного: чтобы помнил обо мне немного. И может, я тебе уже наскучила своими признаниями. Но это все, что я хочу высказать тебе. А все остальное было бы ложью; я же не умею с легкостью лгать и тем более тебе…

В нашей семье все хорошо, того же хочу пожелать твоей.

Как бы я хотела увидеть тебя, но знаю – это невозможно. Какой-то поэт сказал, что расстояние губит все, но со мной происходит обратное: моя любовь растет в моей душе все с большей и большей силой. Не знаю, происходит ли с тобой то же самое. Иногда приходят горькие мысли, что ты меня уже не любишь.

Прости, но никак не могу справиться с собой, со своими дурными мыслями, которые не дают мне покоя. И продолжаю любить тебя несмотря ни на что, и часто молю некого воображаемого Бога, чтобы он вернул тебя ко мне хотя бы на несколько минут. И потом умереть счастливой.

Меня зовут в разные места – гулять, на праздники и вечеринки, - но я никуда не хожу, потому что твой образ ослепил меня и лишил разума. И пусть ты далеко, и пусть ты меня разлюбил – я все равно не забуду тебя, мое небо.

Твой отъезд был ужасен, хотя и неизбежен. А у меня роковая судьба – терять то, что больше всего люблю. Так я потеряла тебя, любовь моя.

Не хочу больше нарушать твой покой.

Осыпаю тебя тысячами поцелуев. Кари.

P.S. Люблю тебя.»

Карина очень много читала. Как и он некогда в молодости. Сейчас он читает гораздо меньше – и в основном на английском и испанском. Но кое-что помнит из давно прочитанного. Помниться, его поразили слова проститутки из романа Ремарка о том, что человеческая жизнь слишком длинна для единственной любви, пусть она и чудесна. Но кому-то из двоих она рано или поздно становится скучной – и он уходит. А другой ждет как безумный…

Симонов бережно сложил тонкие хрустящие листочки письма и вложил их в конверт. Потом долго, в который раз, разглядывал открытку: голая серая площадь, белоснежный католический храм в центре, а справа, в тени, - длинное двухэтажное здание в колониальном стиле. И неправдоподобно синее плоское небо. Оно и там, на Кубе, часто казалось неестественным или просто непривычным, налитым яркой синевой, заимствованной у океана.

« La Habana. Plaza de Cafedral». - Кафедральная площадь в Гаване… Наверняка он был на ней. Когда, с кем? И был ли вообще? – Он уже не помнил. Потом перечитал написанные в левом углу - наискосок - уже другой, синей, пастой слова тем же нервным, сплетенным в цепочку почерком на английском: «Со всей любовью я дарю тебе эту открытку, чтобы ты помнил меня. Карина».

Да, подумалось ему, африканские страсти – не миф. Они существуют – только не в области физиологической, как полагают испорченные цивилизацией европейцы, а в непорочном и свободном негритянском духе. И этого нам никогда не вернуть и трудно понять. Остается только восхищаться Луи Армстронгом, Мартином Кингом, Нельсоном Манделой, Анжелой Дэвис. А ему до конца его жизни мысленно проклоняться образу Каридад Пеньалвер Лескай. Ей, искренне и безоглядно полюбившей не его, а выдуманного ею героя.

Если бы Карина знала его настоящего, с двадцати лет затасканного по чистым и грязным постелям достойных и легкомысленных женщин. Она же создала из него в своей доверчивой душе некий романтический образ, выпестованный из прочтения множества романтических книжек. Он и сам прочел их не мало. И чутьем опытного ловца женских душ - пусть и с трудом – невольно симитировал ее идеал, и за каких-то полтора месяца овладел ею… Обесчестил, обездолил, бросил - уйма устаревших слов и понятий!.. И вот она одна в полуподвальной комнате, похожей на застенок или монашескую келью, лежит на жесткой кровати, читает при свете тусклой сорокаваттной лампочки, беспрерывно курит дешевые сигареты «Popularis» и думает о нем.

А может ли он ответить ей тем же?.. Его уже захватила другая жизнь, другие заботы – работа, семья, друзья, командировки в города и веси, области и республики Союза. Прежние любовницы полны справедливого недоумения и негодования – теребят при случайных встречах на улицах или в автобусах. И устраивают допросы по телефону: уж не заболел ли он и не оставил ли свою былую мощь на острове Свободы?.. И он чувствовал, что скоро будет вынужден сдаться. Признаки на лицо.

Ему уже непреодолимо нравится молоденькая – не старше Карины - женщина из бухгалтерии – высокая, грациозная, как лань, с губами бантиком, с лебединой шеей, с узелком темно-русых волос на затылке и летящей походкой. А ноги у нее просто «потрясные» – дыхание захватывает при взгляде на них и выше. И когда он глазами открытого сердцееда встречается с ее серо-голубыми и доверчиво открытыми миру очами, он думает: «Эта женщина для меня»… По тому, как она просто ведет себя и со вкусом одевается, он предположил, что она воспитывалась в семье офицера – подполковника или полковника. Она иногда заходит в его кабинет и задает вопросы по компьютерной программе складского учета материалов, и он находит предлог задержать ее на лишнюю минуту. Бывает, что после работы они вместе идут через сквер, и она говорит, что спешит покормить своего годовалого Ванечку грудью. И значит, она еще не созрела для «левого уклона». Но рано или поздно это время придет: Нина вступит в бальзаковской возраст, и он не упустит свой шанс.

Чем-то она похожа на Карину. Только в другом, «белом», варианте, думал он, как бы оправдывая свое неравнодушие к молоденькой бухгалтерше и обвиняя себе в непостоянстве.

Однако он искренне желал, чтобы и Карина как можно скорее приглушила свою страсть. Встретила прекрасного принца, вышла замуж и, нарожав кучу детей, с негодованием вспоминала одного советико, вскружившего ей голову и лишившего ее девственности. Последнее для нее и сейчас, пока принц не нашелся, еще поправимо. Кубинцы уверяли, что у них на острове развелось много подпольных умельцев, за сходную плату возвращающих неосторожным девушкам их самое дорогое путем несложной операции, не сравнимой с трансплантацией сердца или печени…

Симонов посмотрел в большое – во всю стену – давно не мытое окно своего кабинета. Первым, что попалось на глаза, было низенькое здание гальванического цеха с поблекшим на его стене лозунгом «Наша цель – коммунизм». В сером, мельтешащем редким снегом пространстве, убогие домишки личников или частников, скептически ожидали его скорого воцарения.

Он перевел взгляд на сопки за городом, покрытые таежным лесом и закрывающие горизонт и похожие на горы, которые он видел со своего балкона в Моа. Он попытался представить Кари там – на другом полушарии, за лесами, полями, океаном – и увидел крошечную точку - свою черную Пенелопу - в подвале. А затем себя здесь - тоже в виде точки, в этом убогом кабинетике - и подумал: нет, он больше никогда не увидит Пенелопу! Никогда!.. Сцилла и Харибда беззвучно сомкнулись и тихо раздавили его утлый корабль. Одиссей спасся, но путь на карибский остров - его Итаку - безнадежно отрезан. Так что не стоит увещевать себя пустыми надеждами… А любовь всегда трагична – это подтверждается искусством поэзией, прозой, драматургией, живописью. И самой жизнью… У счастливого в любви нет о ней представления, а поиск счастливой любви похож на погоню за философским камнем или чашей Грааля. С момента своего зарождения, как и человеческая жизнь, она обречена на смерть – иногда медленную и мучительную, а то и мгновенную. Но в любом случае, если и стоит ради чего-то жить, так это ради любви.

Однако ты, Симонов, давно не юноша, когда-то тешивший себя иллюзиями и не видевший края бытия. Пришло горькое осознание истины: в любви ты так же одинок, как и в смерти, - перед смутным ликом будущего. И что всему рано или поздно приходит конец…

 

Предыдущая   Следующая
Хостинг от uCoz